Пятница, 18.10.2024, 13:24

МУК "Первомайская ЦКС"

Меню сайта
Календарь
«  Октябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Поделиться

Главная » 2020 » Октябрь » 27 » к 90-летию ст. Гумбейка
10:13
к 90-летию ст. Гумбейка

Посёлок Гумбейка железнодорожная станция,

 Агаповский район, Челябинской области

 Принятый в апреле 1929 г. XVI конференцией ВКП (б) первый пятилетний план развития народного хозяйства стал программой для всех тружеников Урала.

   В решении IX Уральской областной конференции ВКП (б), было записано: «Урал своими огромными естественными богатствами и широкими производственными возможностями должен в ближайшее пятилетие значительно повысить свой удельный вес в экономике страны и выполнить свою основную задачу – укрепить как основная срединносоюзная индустриальная база».

   Яркой страницей истории индустриализации Южного Урала стало строительство ММК. Магнитку возводила вся страна. 150 крупных заводов страны поставляли сюда свою продукцию. С ростом крупных строек совершенствовался железнодорожный транспорт области. Железнодорожный узел вырос в два раза.

   Станция Гумбейка, промежуточная станция четвертого класса (Карталинское отделение ЮУЖД) расположена на территории Агаповского района в 105 км от станции Карталы на линии Челябинск-Карталы-Магнитогорск.

   Станция Гумбейка основана в 1930 году в ходе строительства железнодорожной линии Карталы-Магнитогорск. Через Гумбейку следуют грузовые, пассажирские и пригородные поезда Магнитогорского и Челябинского направлений. На станции осуществляется прием и выдача грузов на подъемных путях.

   В поселке при станции проживает в 2019 г. – около 300 человек (в 1970-602, 1983-462, 1995-461, 2010-398).

   Строить и обживать новые места ехали люди с ближайших деревень и всей области. Первыми кто прибыл на строительство станции были наваринские казаки (4 км от ст Гумбейка поселок Наваринка). Первыми зданиями станции были бараки, где жили рабочие. Эти бараки были оштукатурены глиной. В настоящее время их уже снесли. В 40-е годы на станции построили здание вокзала, затем построили двухэтажное здание школы-интерната, которое сначала отапливали печью. В школе учились дети с других станций и разъездов: «Сезонное», «Нагайбаки», «Пыльное», «Роднички», «Скляр». Сначала в школе обучались дети с 1 по 7 класс, затем школа стала неполной средней. В дальнейшем школа стала занимать два этажа, а интернат был построен за зданием вокзала на месте старого барака. Первым директором школы был Мишинёв (имя не вспомнили). Так как по школам железной дороги не хватало учителей, в 1952 году приехала по распределению после 11 класса, Лесовцева (Шманина) Надежда Парфирьевна (1933 г/р), она работала до 1983 года учителем начальной школы. Затем восьмилетнюю школу закрыли, осталась начальная школа, которая разместилась в мастерских, она просуществовала до 2007 года. Вместе с Надеждой Порфирьевной работала Быстрова Варвара Николаевна. На сегодняшний 2020 год, на станции начальной школы нет, дети с первого класса ездят учиться в поселок Первомайский.

   В 50-е годы был построен элеватор, куда привозили для погрузки и отправки по железной дороге зерно. Позднее были построены склады, куда привозили продуктовые и промтоварные грузы для отправки в районы, расположенные далеко от железной дороги. С 1991 года склады и элеватор уже не функционируют, разрушены.

В здании нынешнего магазина Буранного рабкоопа в 60-е годы была столовая для рабочих. На станции была своя пекарня, где выпекали ржаной хлеб, работал, в пекарне пекарь — Борисов (имя не вспомнили). По воспоминаниям Надежды Парфирьевны, учителям хлеба не хватало, так как они не могли уйти с уроков, а хлеб раскупали еще до обеда. Дома варили густую лапшу и так обходились без хлеба. На станции  был построен завод ЖБИ, который в настоящее время не работает.

   Сейчас на станции работают путейские бригады по ремонту и обслуживанию путей. Осуществляется погрузка щебня с карьера п. Новобурановка. В товарной конторе оформляют соответствующие документы для дальнейшего следования груза по железной дороге. Первым начальником станции был Лебёдкин Николай Галактионович. Самой пожилой работнице железной дороги сейчас 96 лет, это Мурина Валентина Петровна. Она одно время работала начальником станции, дежурной по станции. С введением новых технологий в работе РЖД сокращено число рабочих мест. Людям приходится ездить на работу в Магнитогорск, многие жители уехали вообще, т.к. нет работы. В поселке большее число жителей – это пенсионеры.

   На станции два частных магазина, два двухэтажных дома, один трехэтажный, которые не отапливаются,  жители отапливают свои квартиры сами, кто как может. Здание вокзала красиво отремонтировали. К 70-летию Победы в ВОВ, поставили памятник воинам, где проходят митинги памяти, потомки возлагают цветы. На станции работает фельдшерско-акушерский медпункт, с 1990 г там работает и помогает людям Астапова Татьяна Михайловна.

                                        

                  Сведения о станции взяты из энциклопедии,

                                                                          воспоминаниями поделилась   

 Лесовцева Надежда Порфирьевна (1933 г/р),

собрала текст и сделала фото Казанцева С.В.

 


Первые Наваринские казаки, приехавшие на строительство станции. 

Сотрудники и рабочие станции разных лет.

На субботнике

Молодежь — 70-80 годы

Фотографии 2020 год

Памятник участников в ВОВ

 

Просмотров: 424 | Добавил: fisanova1985 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar